Страница обновлена 11.11.2019

    

Программа по формированию основ финансовой грамотности "Азбука финансов".

Актуальность
      Актуальность создания Программы по финансовой грамотности определяется Национальной инициативой «Образование», национальной программой повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, потребностями нашего дошкольного учреждения и социальным заказом общества.
     Изучение и анализ литературы по финансовой грамотности, первоначальная диагностика умений и навыков воспитанников на предмет знаний основных экономических понятий, анкетирование родителей и педагогов способствовали выявлению ряда противоречий:
признанием значимости финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста и недостаточной разработанностью программ по финансовой грамотности, в том числе по выявлению педагогических условий для его осуществления в дошкольном образовательном учреждении.
     Указанные противоречия обозначили проблему, которая заключается в определении педагогических условий, способствующих успешному осуществлению экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
       На основании обозначенных противоречий и проблемы было решено разработать Программу по финансовой грамотности старших дошкольников.
       Исходя из диагностики дошкольников, анкетирования родителей и педагогов, потребностей современного образования,  Программа нацелена на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода, убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.
     Предметом Программы является создание условий для повышения финансовой грамотности детей в нашем дошкольном образовательном учреждении. Данная программа является частью социально-коммуникативного и познавательного развития воспитанников основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ Некоузского детского сада №3 (принята на заседании педагогического совета от 31.05.2016 протокол №3). 
       Процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет успешным, при соблюдении ряда педагогических условий:

  • наличие модели экономического воспитания детей;
  • цель, задачи,  содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;
  • создание предметно-пространственной развивающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;
  • организация и насыщение всех  видов детской деятельности.
  • взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал финансовой грамотности у детей.

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), образовательной  программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»  разработанной совместно Банком России и Минобрнауки  России,  методического пособия А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику».

     Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через  базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.

     Для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного и систематизации знаний, я поставила перед собой следующие задачи:
1) Формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий.  

2) Актуализировать знания детей об экономической категории-потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей.
3) Формировать представление о содержании деятельности профессий, её результатах, о взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги».
4) Познакомить с экономической категорией –бартер, выгода, убыток, деньги, воспитывать разумное финансовое поведение.    
5) Познакомить с экономической категорией – реклама, бизнес и капитал, о необходимости рекламы в реализации продуктов труда, формирование навыков разумного поведения.          
6) Воспитывать нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность с помощью применения лин -технологии.

      Срок реализации программы: 3  года
      Оптимальный режим работы с детьми по Программе – не реже одного раза в месяц.
      Программа включает три раздела.

Первый раздел – пояснительная часть.
Второй раздел – организационный.
Третий раздел представляет содержание разработки Программы.
Четвёртый  раздел – рефлексивный.
          Завершает разработку список  методических материалов и средств обучения и воспитания.

В программе предусмотрено взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества:

  • информационно-просветительское;
  • консультационное;
  • интеграционное.

        Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями, при соблюдении условия  продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительных и искренних отношений.

В результате освоения Программы дети:

  • Владеют понятием «экономика», умеют выделять экономическое содержание из художественных произведений;
  • Умеют устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;
  • Умеют выделять цепочку трудовых действий, осознают взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»;
  • Знают понятие «бартер», умеют определять выгодность бартера, самостоятельно совершают обменные операции;
  • Владеют понятиями «выгода» и «убыток»; определяют выгодность сделки;
  • Знают понятия «купюра», «банк», умеют совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу;
  • Владеют понятием «реклама», осознают взаимосвязь «реклама – продажа»;
  • Используют понятия: «капитал», «бизнес», «купля», «продажа», умеют выделять деловые качества у героев художественных произведений;
  • сформированы нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность.

19.04.2019 г.
Представление опыта работы  по формированию основ финансовой грамотности  на муниципальной  конференции  по финансовой грамотности
«Что, как и почему – разберусь и объясню».
МУ «Центр обеспечения функционирования образовательных организаций Некоузского МР»  при поддержке Крылова Вячеслава Владимировича, советника Управления финансовой грамотности Центрального банка Российской Федерации г. Москва.
     

     Для выявления  уровня финансовой грамотности  родителей и осознания необходимости экономического воспитания  я провожу анкетирование, н а основании проведенного исследования выявляю отношение родителей  к осознанию грамотного распоряжения финансами. Определяю наиболее актуальные  вопросы по экономическому воспитанию    дошкольников.
    Результаты анкетирования позволяют скорректировать планирование по  экономическому воспитанию дошкольников, изучить  наиболее актуальные вопросы для индивидуальных консультаций с родителями и  подготовки  на  родительские собрания.

Анкета для родителей "Мой ребенок и финансовая грамота" 1
Анкета для родителей "Мой ребенок и финансовая грамота" 2
Анкета для родителей "Мое отношение к финансовой грамотности"

    Я разработала диагностику    знаний дошкольниками  основных экономических понятий, позволяющую определить уровень знаний ребёнка , анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности по экономическому воспитанию.
Диагностика уровня знаний детей по теме "Экономическое образование и воспитание детей"

     Для успешной реализации Программы  также использую технологии   развивающей программы «ПРО детей».
Технология «Загадки» – закрепление  детских представлений об экономике через решение загадки, экспресс диагностика степени усвоения детьми конкретных понятий:
экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес и капитал.
    
Представляю Вашему вниманию опыт работы по использованию технологии «Загадки», представленный на межрегиональной научно-практической конференция «Актуальные вопросы развития образования в Ярославской области: итоги 2018 года», в рамках малой конференции «Траектория развития регионального дошкольного образования», ГАУ ДПО ЯО Институт развития образования, 27.11.2018 год.    
Мастер-класс "ПРО загадки"
Презентация к мастер-классу "ПРО загадки"

«Технология группового сбора», которая включает в себя:

  • утренний сбор-  предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально- эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности;
  • модель трёх вопросов: дети обсуждают тему предстоящего дня по модели  трёх вопросов – Что я знаю? Что хочу узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
  • планирование дня: выбор темы , планирование содержания, форм и видов деятельности в центрах активности;
  • вечерний сбор – развивает способность к планированию и контролю собственных действий и настроений; 
  • дневник достижений – оценка своей деятельности за прошедший день.

Технология группового сбора.

                                                                                                                           Уважаемые коллеги!
                                                                                 Предлагаю вашему вниманию игры,
разработанные мной в программе ActivInspire.
Флипчарт «Волшебный кошелек» (скачать)
Флипчарт «Кому что нужно для работы» (скачать)
Флипчарт «Копилка» (скачать)
Флипчарт «Кто трудится, тот играет» (скачать)
Флипчарт «Маршруты товаров» (скачать)
Флипчарт «Хочу и надо» (скачать)
Флипчарт «Что быстрее купят» (скачать)
Флипчарт «Что дешевле» (скачать)
Флипчарт «Что и когда лучше продавать» (скачать)
Флипчарт «Что лишнее» (скачать)
Флипчарт «Товарный поезд» (скачать)

     Предлагаю Вашему вниманию разработанные мной технологические карты сюжетно-ролевых игр по формированию основ финансовой грамотности.
     В соответствии с современными требованиями, процесс обучения и развития детей необходимо осуществлять в игровой форме.
В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей, я заметила, что старшие дошкольники проявляют интерес к играм, связанным с экономическим содержанием. Дети пытались в сюжетно-ролевых играх оперировать экономическими представлениями, но для развития сюжетно-ролевой игры знаний было не достаточно, поэтому игра быстро угасала.
     Я поняла, что приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных, но в то же время важных задач. Экономическое воспитание детей через сюжетно-ролевые игры  не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает  успешнее обучать их ориентироваться в происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать лучшей социализации детей к окружающему миру и усвоению программного материала.
      В процессе сюжетно-ролевой  игры   дети  приобретают  такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца . У детей  возникает интерес к деньгам, осознаются правила честного отношения к ним. И самое главное, грамотно организованная работа, будет способствовать формированию успешной личности в будущем.
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Библиотека", "Книжный магазин"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Детский сад"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Дом моды"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Зоопарк"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Кафе"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Салон красоты"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Дом. Семья"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Строительная компания"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Супермаркет"

Предлагаю Вашему вниманию разработанные мной  карты дидактических ресурсов по дидактической игре. Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников привел к использованию игровых технологий. Среди разных видов игр особую значимость приобретают дидактические игры экономической направленности. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке.
Карта дидактического ресурса.

Решение проблемно-игровых ситуаций упражняет детей в умении решать практические задачи, ориентироваться в окружающей действительности, тем самым, способствует формированию экономически грамотного поведения.
Проблемные ситуации.

                                                                                                                         Уважаемые родители, педагоги!
                                                                         Я подобрала список художественной литературы и предлагаю его  Вашему вниманию.
В процессе чтения дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, бережливость, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие,сострадание. 

    Чтение художественной литературы  развивает  у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.

Список литературы для детей и родителей.

Путешествие в мир экономики со сказочными героями

     «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности»
                                                                                                                                                                                                                                                    Джанни Родари

Пониманию многих экономических явлений, развитию познава­тельного интереса к экономике, созданию положительной моти­вации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Сказка – литературный жанр с огромными  дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини – программу ознакомления детей с экономическими понятиями (Э.Успенский, Т.В.Смирнова, Р.С.Лукьянова и др.) Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный по­тенциал, развивает у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.
Путешествие в мир экономики со сказочными героями.

Викторины по экономическому воспитанию закрепляют  у детей экономические знания в игровой занимательной форме, развивают сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования, воспитывают  эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы "Путешествие в денежную страну".

Экономические кроссворды способствуют  развитию у детей экономического мышления, воображения, позволяют проверить степень усвоения  знаний экономических понятий, развивают навыки и умения.
Экономические кроссворды.

Введение в основы финансовой грамотности на ступени предшкольного образования желательно организовывать, опираясь на игровые и развивающие занятия.

Предлагаемая книжка-раскраска  предполагает работу с сюжетами-раскрасками, сопровождающуюся беседой с детьми, стимулирующей творческое мышление; непосредственно занятия по раскрашиванию, способствующее развитию внимательности и мелкой моторики.
Раскраски.
Вопросы к раскраскам.

Использование пословиц и поговорок русского народа, способствуют пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени.
Пословицы и поговорки.

         Просмотр мультфильмов из серии «Азбука денег тётушки Совы» рассказывает  и показывает  о простых экономических знаниях,  формирует  правильное отношение детей к деньгам, показать как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Что такое деньги? (Уроки тетушки Совы) серия 1
https://www.youtube.com/watch?v=5Lxa29rzthY

Цена и ценные вещи (Уроки тетушки Совы) серия 2
https://www.youtube.com/watch?v=29TvunofYQk

Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия 3
https://www.youtube.com/watch?v=U6U5XlKTO_w

Карманные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 4
https://www.youtube.com/watch?v=Lf0s_lA5B_o

Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5
https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU

Работа и зарплата (Уроки тетушки Совы) серия 6
https://www.youtube.com/watch?v=t6Z9jA42xXE

Потребности и возможности (Уроки тетушки Совы) серия 7
https://www.youtube.com/watch?v=jtwIdTFPIaM

Осторожно: деньги! (Уроки тетушки Совы) серия 8
https://www.youtube.com/watch?v=YAdNg_JZoZA

Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw

О банке  (Уроки тетушки Совы) серия 10
https://www.youtube.com/watch?v=g9tRRV7jRsA

Кредиты и депозиты   (Уроки тетушки Совы) серия 11
https://www.youtube.com/watch?v=a0t1TUihPHw

Безналичные деньги   (Уроки тетушки Совы) серия 12
https://www.youtube.com/watch?v=PPs547gYogg

Я вырасту богатым   (Уроки тетушки Совы) серия 13
https://www.youtube.com/watch?v=geS96GYlPeI

           Предлагаю  вниманию родителей и педагогов  словарь экономических терминов, целью которого является пополнение  словаря  детей новыми словами, обозначающими экономические явления, и учит применять их на практике. Понятия, указанные в словаре  относятся к изучаемым экономическим категориям.
Экономический словарик для детей.

                                           «Ценности, закладываемые с детства, приносят в  дальнейшем большую отдачу»
Беверли Ноер Фельдман 

 Предлагая родителям рекомендации по формированию экономического мышления придерживаюсь мнения доктора философии Беверли Ноера Фельдмана.
Я полагаю, что с
детства следует воспитывать правильное отношение к деньгам.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., -это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов.
Семья -  это реальная экономика и по справедливому мнению   известного ученого и педагога Е. А. Аркина, «в семье не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату), принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи.

            Уважаемые родители!
Приобщая дошкольника к эко­номике, вы поможете ему стать са­мостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истин­ные ценности от мнимых. Дети вы­растут социально адаптированны­ми, успешными людьми, будут лег­че преодолевать жизненные невзго­ды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной траге­дией.
Предлагаю Вашему вниманию консультации, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в вопросах финансовой грамотности.
Принципы финансового воспитания в семье.
Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребенка.
Система финансового обучения ребенка в семье.
Родительские собрания, способствующие повышению педагогической культуры  родителей по экономическому воспитанию детей.
Родительское собрание "Дети и деньги, или как воспитать предприимчивого ребенка".
Родительское собрание "Как научить ребенка экономить".
Конспект деловой игры  для родителей «Азбука финансов», формирующая  основы финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры.
Деловая игра для родителей "Азбука финансов".
Сценарии  заседаний  детско-родительского клуба, повышающие финансовую грамотность дошкольников через работу с семьей.
"Вместе за покупками".
"Финансовый крокодил".

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию консультации  по формированию основ финансовой грамотности. Ведь только эффективное взаимодействие участников педагогического процесса позволит интенсифицировать работу с семьёй на основе партнёрского взаимодействия, создать творческую атмосферу между участниками деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.
Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников.
Дидактические игры с экономическим содержанием.