Страница обновлена 11.11.2019

         

«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития. 
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий. 
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».


  Василий Александрович Сухомлинский

Игра – что может быть интереснее и важнее для ребёнка?
Игра – это не только удовольствие и радость для детей, времяпрепровождение, это ещё и познание, обучение новому, это и творчество; это то, ради чего ребёнок, собственно, живёт в своём детстве. Игра – это некое пространство, территория успеха, территория комфорта, к которому стремится каждый ребенок и к которому его ведёт особый путь, новый и незнакомый ему, с преодолением трудностей и решением порой нелёгких задач.

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» (А.С.Макаренко). Действительно, игра занимает особое место в жизни детей и оказывает огромный развивающий и воспитательный эффект.
Как потребность детского организма, игра – ведущий вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте – это средство разностороннего воспитания и развития детей. Именно в процессе игры развиваются основные новообразования дошкольного возраста, происходит процесс формирования основных психических функций, качеств личности ребёнка (лидерство, самостоятельность, активность и др.). В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, умения и навыки, активизирует речевые навыки, развивает любознательность, наблюдательность, волю, выдержку, умение общаться со сверстниками, придумывает, фантазирует… В игре ребёнок воплощает то, что видел, слышал, чувствовал, т.е. осваивает настоящий опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, к сверстникам, а позитивный настрой игры помогает сохранить бодрое настроение и приятные воспоминания о прожитом дне, о детстве.
Игры используются воспитателями в непосредственно образовательной деятельности, когда подразумевается целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития чего-то конкретного, целевого. В свободной же деятельности дети с упоением играют в придуманные ими игры, а мы, взрослые, можем наблюдать самореализацию каждого малыша. Ведь в игре ребёнок может стать тем, кем мечтает быть: водителем, строителем, врачом, парикмахером….В бесконечных вариациях своих игр ребёнок знакомится не только с конечным результатом, но и со способом его достижения. Естественная и непринужденная обстановка, предметно-игровая среда, выбор участников, игровой замысел, разработка сюжета на основе полученных впечатлений, собственно игровые действия как отображение реальной действительности, выбор и распределение ролей, приготовление игрушек и атрибутов, придумывание и соблюдение правил (в том числе подчинение своих желаний определённым требованиям, например, когда требуется закончить игру и убрать игрушки на место) – всё это показывает детскую инициативу и стимулирует активность и самостоятельность детей в игре. Именно в самостоятельных и творческих, или сюжетно-ролевых, театрализованных играх, которые дети придумывают сами, раскрываются широкие возможности для формирования этих немало важных личностных качеств, а потому игра является средством формирования активности и самостоятельности дошкольников.

Представление опыта

Представление опыта работы «Педагогическая поддержка сюжетно-ролевой игры»  на международной  научно-практической конференции  «Дошкольное образование: новые смыслы и решения», г.Москва, 24.10.2019

Представление опыта работы на тему «Поддержка детской инициативы» в  региональной кейс-сессии «Программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка «ПРОдетей», 1.11.2019

Как хорошо уметь играть!
Видеофрагменты сюжетно-ролевой игры можно посмотреть здесь.

Остановись, мгновение! Я играю!


Свои эмоции от игры дети отобразили в рисунках…

СМИ  – Про детей и про игру.

Фотообзор РППС для развертывания игровой деятельности детей в игровых центрах и на территории ДОО.

Аналитический комментарий к игре


       

Игры для детей младшего дошкольного возраста.
Игры для детей среднего дошкольного возраста.
Игры для детей старшего дошкольного возраста.

Условия развития инициативного поведения.
Педагогическая поддержка детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников.

Методы поддержки детской инициативы в процессе игр дошкольников.
Практика поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы.