Страница обновлена 21.11.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Некоузский детский сад №3

Страница обновлена 21.11.2023
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Некоузский детский сад №3

Описание целевой модели наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным

и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом

Целевая модель наставничества – это система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. С точки зрения системы наставничества целевая модель представляет собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов. С точки зрения наставничества как процесса целевая модель описывает этапы реализации программы и роли участников, организующих эти этапы.

Цель реализации целевой модели (программы) наставничества – повышение эффективности системы образования Российской Федерации через:

  • улучшение показателей конкретной образовательной организации в образовательной, культурной, спортивной и других сферах,
  • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого, поддержка индивидуальной образовательной траектории,
  • создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров,
  • формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.

Реализация целевой модели в конкретном образовательном учреждении производится последовательно, для максимальной эффективности – по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.

  • Работа с внешней средой – вся деятельность, направленная на внешнее подкрепление программы: информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы и финальный – отчет о результатах и тиражирование успехов), привлечение ресурсов и экспертов для оказания поддержки и проведения оценки.
  • Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на внутреннее поддержание программы, организацию самого хода программы и взаимодействие со всеми ее участниками, а также на частичную оценку результатов.

Цикл наставничества в образовательных организациях непременно включает семь этапов:

Этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества:

  • определение заинтересованных в реализации программы аудиторий,
  • информирование этих аудиторий о возможностях наставничества и планируемых результатах,
  • формирование команды организаторов и выбор куратора,
  • определение необходимых для реализации программы ресурсов.

Этап 2. Формирование базы наставляемых через:

  • результаты проофориентационных тестов,
  • результаты опросов и анкетирования

Этап 3. Формирование базы наставляемых через:

  • базу наставников-педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы.

Этап 4. Отбор и обучение наставников через:

  • подготовку анкет и тестов для определения уровня готовности, компетенций и личной мотивации наставляемых,
  • привлечение внешних и внутренних ресурсов для организации обучения наставников,
  • проведение обучения наставников.

Этап 5. Формирование наставнических пар/групп через:

  • подготовку инструментов для формирования пар / групп,
  • проведение мероприятия / тестирования / встреч для формирования пар / групп,
  • закрепление итогов мероприятия и пар / групп,
  • психологическое сопровождение наставляемых, не сформировавших пару / группу, продолжение поиска наставника.

Этап 6. Организация работы наставнических пар / групп через:

  • анализ компетенций и сильных сторон наставника и наставляемого,
  • определение приоритетных целей развития наставляемого и общих задач пары / группы,
  • предоставление наставникам методических рекомендаций, дополнительных материалов по работе с наставляемыми,
  • организацию контроля за работой групп со стороны куратора,
  • организацию регулярного сбора обратной связи,
  • фиксацию промежуточных результатов наставнического взаимодействия.

Этап 7. Завершение наставничества через:

  • определение форм представления результатов работы конкретной пары / группы,
  • сбор обратной связи от участников программы,
  • представление результатов программы всей организации,
  • организацию и проведение финального мероприятия, на котором будут представлены результаты и награждены наставники,
  • предоставление информации в региональные и всероссийские медиа для тиражирования результатов и привлечения новых участников, партнеров и спонсоров в следующий цикл наставнической программы.

Локальные нормативные акты

Приказ Департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 г. № 33-нп «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования Ярославской области».

Положение о наставничестве в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Некоузский детский сад №3

Приказ об утверждении Положения о наставничестве в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Некоузский детский сад №3

Приказ о назначении наставника молодому педагогу 2022 г.

Приказ о назначении наставника молодому педагогу 2023 г.

Дорожная карта этапов реализации программы наставничества в образовательной организации

Целевая модель системы наставничества в образовательных организациях

Шаблон согласия наставника на выполнение наставнических обязанностей

Шаблон согласия работника на закрепление за ним наставника

Шаблон анализа итогов реализации программы индивидуального сопровождения  молодого педагога.

Шаблон индивидуального плана работы по наставничеству

Чек – лист Нормативно – правовое оформление наставничества