Страница обновлена 06.04.2019

 

Добрый день, уважаемые коллеги, родители и гости сайта!

            На страничках моего блога вы найдёте актуальную информацию о дошкольной педагогике и психологии. Кроме того, мы можем общаться и обмениваться опытом. С удовольствием отвечу на волнующие вас вопросы, которые можно задать в комментариях, либо, написав на электронную почту.

Предлагаю вам принять участие в обсуждении статьи.

     Предлагаю вашему вниманию замечательное стихотворение Лориса Малагуцци «У ребёнка сто языков, сто рук, сто мыслей», с которым я впервые познакомилась на семинаре-тренинге в рамках образовательной  программы «ПРОдетей»  в ИРО ЯО.
     Концепция "100 языков детей" предполагает, что у каждого ребенка есть сотни и тысячи способов и возможностей познавать, исследовать мир и выражать себя.
     Жду ваших размышлений.

У ребенка
сто языков,
сто рук, 
сто мыслей, 
сто способов думать, 
играть и говорить. 
Сто способов слушать, 
восхищаться, 
любить. 
Сто радостных чувств, 
чтобы петь и понимать 
сто миров, 
чтобы совершать открытия.
У ребенка 
сто языков, 
но у него крадут 
девяносто девять из них. 
Школа и культура 
отделяют голову от тела. 
Они учат: 
думать без рук, 
делать без головы, 
слушать молча, 
понимать без радости, 
а любить и восторгаться 
только на Пасху и Рождество. 
Они учат: 
открывать уже существующий мир, 
а девяносто девять из ста миров крадут. 
Они учат: 
игра и труд, 
реальность и фантазия, 
наука и воображение, 
небо и земля, 
разум и мечты — 
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат, 
что нет никакой сотни. 
Ребенок говорит: сотня есть.

: *
: *
Согласен на обработку своих персональных данных

Введите код, указанный на картинке:

Политика в отношении обработки персональных данных


АидаРебенок - творец самого себя и если дать ему полную свободу, позволив созерцать, творить, слушать и воплощать, то через некоторое время вы заметите, что кроха действительно способен выражать себя на 100 различных языках. Именно эту мысль и пытался донести нам Лорис Малагуцци.
ЕкатеринаСто языков у ребенка, сто рук... сто игр, эмоций - сто штук... сто способов думать, сто снов.... и сотня ключей, чтоб открыть сто миров.... Нам, взрослым стоит поучиться многому у детей.
АидаЧтобы избежать такого подавления способностей, педагог Лорис Малагуцци, основатель реджио-подхода, считал непременным условием предоставление возможности для самовыражения всегда и везде без каких-либо ограничений.
ГалинаРебенок способен представлять свои идеи и мысли разными способами, а задача нас, взрослых услышать ребёнка.
СветланаСогласно Реджио-педагогике есть и другие способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства- это движение, рисунок, живопись, конструирование, лепка, театральные постановки, театр теней, создание коллажей, музыка.
ЕленаДействительно, у ребёнка есть 100 языков, чтобы выразить себя, но школа часто отбирает 99 языков самовыражения, оставляя только язык слов.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности
        Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

          Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
        Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.
        В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
        Игра способствует развитию активности и инициативы , в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата ,в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
          Для того, чтобы идеи детей в течении дня были реализованы, утром  в центрах активности я подготавливаю   на этот день игровые материалы. Дети с удовольствием помогают  и это еще больше помогает им сориентироваться в возможных делах и действиях. На утреннем групповом сборе обычно каждый ребенок хочет выступить, поделиться своей информацией, которую он приготовил вместе с папой или мамой.
          Я активизирую стеснительных детей и не забываю предоставить возможность высказаться всем детям на следующих сборах, которые будут организовываться в течение всего дня.
         На круговом сборе дети задают вопросы выступающим. Я  стараюсь убедить детей, что задавать вопросы полезно: больше узнаешь. Поощряю детей, задающих вопросы: «Ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли». Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку. Групповой сбор заканчивается самостоятельным выбором деятельности в каком-либо центре активности, выбором партнеров. Кроме того, старшие дошкольники проговаривают еще такой момент, как чем они будут заниматься. Таким образом, инициативное поведение детей проявляется, прежде всего в том, что они планируют свои действия, ставят задачи и последовательно решают их.
А как вы поддерживаете детскую инициативу и самостоятельность?
И какие создаёте условия, необходимые для развития инициативы детей?

: *
: *
Согласен на обработку своих персональных данных

Введите код, указанный на картинке:

Политика в отношении обработки персональных данных


ЕлизаветаВ режимных моментах я предоставляю детям свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Использование нетрадиционной техники в продуктивной деятельности способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.
Аида Очень полезно, когда дети выполняют задания небольшими группами. Каждый раз ответственным можно предложить выбрать другого члена группы - так, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.
Ольга Я заметила, что в процессе продуктивной деятельности формируются основные компоненты творческой деятельности (в том числе самостоятельность и инициатива). При организации продуктивной деятельности хорошо мотивировать достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание, определять значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, и т. п., выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности).
ЕвгенияВ трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Надо предоставлять детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекать детей к участию в планировании работы. Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждать, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.
ЛюдмилаОпыт работы показывает, что инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. Поэтому наша задача как педагогов мотивировать игровые действия детей, эмоционально включаясь в игры детей.

Эмоциональный интеллект – что это?
Общительный, услужливый, оптимистичный… Это те качества, которые делают ребенка, а затем и  взрослого, любимым и успешным. Прийти к этим качествам можно в любом возрасте, но лучше, начать работу над собой с раннего детства, чтобы правильное поведение стойко вошло в привычку. Благодаря развитию эмоционального интеллекта, этого добиться не так уж и трудно.

Раньше считалось, что для достижения успеха достаточно развития высокого коэффициента IQ и определенных знаний. Сегодня нам известно, что для полного набора необходим эмоциональный интеллект, который состоит из:

  • уверенности в себе
  • знания собственных преимуществ и ограничений
  • готовности принять вызов
  • способности сопереживать и сотрудничать.
    Людям с высоким эмоциональным интеллектом (EQ, Emotional Intelligence Quotient) легче идти по жизни – круг общения значительно шире, чаще приглашают к сотрудничеству, поскольку они легко разрешают конфликты. В школе, на рабочем месте такие люди больше получают симпатии, легко продвигаются  вверх по карьерной лестнице и осуществляют свои мечты. Развитый эмоциональный интеллект, это умение общаться с любым человеком, уважать мнение других и справляться с негативными качествами.
    Как работает эмоциональный интеллект? Зачем это детям? Зависит ли  от родителей  эмоциональный интеллект ребёнка?  С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? Как  вы развиваете эмоциональный интеллект у детей? Предлагаю обсудить вместе.
    : *
    : *
    Согласен на обработку своих персональных данных

    Введите код, указанный на картинке:

    Политика в отношении обработки персональных данных


    АидаДля гармоничного развития эмоционального интеллекта ребенка, станьте его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним 4 основных шага: научитесь распознавать эмоции; научитесь использовать эмоции в решении задач; развивайте осознанность (понимание причин и последствий возникновения эмоций); учитесь регулировать эмоциональные состояния.
    СветланаА мы с детьми создали книгу эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять.
    ТатьянаС раннего возраста можно и нужно развивать эмоциональный интеллект. В 2–4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше ребёнок разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.
    ЕвгенияЯ считаю, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям: папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье.
    ОльгаНе менее важно научиться управлять своими эмоциями, а также помогать другим людям справиться с чувствами . И надо начинать с себя, с взрослых.
    КсенияВажно научиться признавать эмоции в себе и других , понимать причины и последствия эмоций.
    МаринаОчень важно научить ребёнка как можно раньше выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. И это зависит как от нас родителей, так и от педагогов.

КОУЧИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"Будь сам тем изменением, которое хочешь увидеть в детях" 
         Коучинг для родителей – это возможность создания позитивного пространства в семье, которое позволяет родителям видеть в детях самое лучшее, интересное, слушать и слышать друг друга, расти и изменяться к лучшему, раскрывая способности, таланты. Смысл коучинга для родителей основан на развитие у ребёнка творческих способностей, самостоятельности, уверенности, умении исправлять свои ошибки, нести ответственность за свои поступки.
         Принимая философию коучинга родитель становится позитивным, он ценит индивидуальность своего ребенка, понимает его природу и особенности развития. Коуч – родитель  умеет слушать детей и задавать развивающие вопросы. Он обладает коуч-позицией, которая базируется на принципах Милтона Эриксона:
1) Каждый ребенок-талант. С ним  все порядке.
2) Изменения и развитие ребенка не только возможны, но и неизбежны. Все дети растут. Вне зависимости от присутствия взрослого ребенок развивается. Очень важно, что бы каждый период наиболее благоприятного развития был замечен и использован для развития.
3) У ребенка есть все необходимые ресурсы для развития в соответствии со своим возрастом. Если ребенок пока не справляются с чем- либо, то родители, не требуют от ребенка невозможного,  создают развивающую среду и терпеливо ждут.
4) Ребенок в каждый момент времени делает наилучший выбор для себя.

: *
: *
Согласен на обработку своих персональных данных

Введите код, указанный на картинке:

Политика в отношении обработки персональных данных


ЛарисаОтличная информация. Вы знаете в последнее время акцент родителей как раз направлен на познавательное развитие детей, не учитывается ведущий вид деятельности, я уж не говорю об актуальных возможностях детей. Информация будет очень полезна в понимании важности чувства меры. Спасибо.
АидаЮлия, добрый день. Действительно, родителям важно начинать развитие с себя. Сейчас много разных тренингов для родителей, много вебинаров, видеоконференций, где можно получить много знаний по воспитанию и развитию детей. На родителя тоже нужно учиться. Когда то я услышала фразу, что дети даны родителям, чтобы они (родители) развивали себя.
ЮлияЗдравствуйте, Аида Усмановна! Вы представили очень полезную статью для родителей и педагогов. В наше время родители любят водить своих деток по всяким развивающим студиям, но забывают, что развивать нужно еще и себя. Если честно, я задумалась об этом только, когда у меня появился малыш и с удовольствием посетила бы какие-нибудь курсы для родителей.

Роль книг в развитии детской памяти 
Начать разговор  по этому важному вопросу можно с того, что в первые годы жизни память ребенка напоминает губку. Она впитывает все в максимальном объёме совершенно любую информацию.
Вот поэтому будьте внимательны к разговорному окружению своего ребенка. Зря многие родители ждут, когда малыш начнет реагировать на речь, вопросы, отвечать, немножко говорить, чтобы приступить к тренировке памяти. Вот, думают, некоторые, сейчас можно и книжку купить читать. Это неверно.
С первых дней жизни ребёнок  уже начинает понимать, внимать, прислушиваться и даже запоминать. А чем позже ребенка познакомите с книжкой, тем труднее будет воспитать в нем желание читать и интересоваться книгой. Думайте наперед, ведь впереди школа, там читать нужно будет много и учить. В настоящее время ваш малыш еще не научился ходить, родители уже приучают его к планшетам, телефонам, лишь бы был занят, не беспокоил. Так будьте уверены, кто так поступает, со временем вы совершенно потеряете контакт с ребенком. Это может повлиять на развитие памяти совершенно в противоположную сторону. А увлеченность новомодной техникой в неразумном количестве может также повлиять на умственные способности. Появится нежелание к более сложному добыванию информации из книг. Но, поверьте, именно они учат первоначально ребенка думать, размышлять, развивать память.
Хотелось бы отметить неоценимую роль библиотеки. Книги сейчас стоят недешево, и часто родителей останавливают именно цены. Вот на помощь приходит библиотека. Своих детей  я записала в библиотеку , когда им ещё и двух  не было. И с удовольствием ходили туда регулярно. В возрасте 6-7 лет дети самостоятельно  посещали  библиотеку и выбирали  то, что им хотелось бы почитать. Главное не заставлять, а подогревать интерес. Не игнорируйте книжки, прививайте расположение ребенка к чтению. Убирайте на время планшеты и телефоны.
Современным школьниками приходится  запоминать и держать в голове большие объемы информации. Поэтому нужно начинать эту работу над развитием памяти как можно раньше. Ведь именно это и есть залог будущих учебных успехов в школе. Пусть малыш лежит, «агукает» и ваши слова еще для него, как будто, ничего не значат. А вы начните с Агнии Барто. Да, из личного опыта, самое замечательное начало. Потом начинайте потихоньку развивать чувство юмора с помощью очень милых стихов Бориса Заходера. А затем хороши для запоминания произведения замечательных поэтов Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Эдуарда Успенского. Поверьте, чем раньше вы познакомите своего малыша с удивительным книжным миром, заучивая прекрасные произведения, тем в будущем избавите и ребенка и себя от больших проблем. Развивайте память малыша стихами. Желаю вам успехов и всего наилучшего!

: *
: *
Согласен на обработку своих персональных данных

Введите код, указанный на картинке:

Политика в отношении обработки персональных данных


АидаЛюбовь к чтению — одна из частей воспитания. Она, как любовь к животным или к труду, прививается родителями личным примером и непосредственным участием.
ЛюдмилаСейчас, когда у меня появилась маленькая внученька, я с особым интересом читаю все напутствия и рекомендации о развитии малышей. Ещё раз убедилась из вашей статьи, что читать книги и рассказывать сказки надо с самого начала появления крохи на свет, что мы и делали. Нашей малышке исполнился только годик, а она с удовольствием листает книжечки и что-то на своём языке нам рассказывает.
АлёнаПечально наблюдать, как постепенно книга теряет значение для детей, да и взрослых. Я не представляла свое детство без книг, выросла на книгах, моя дочь тоже выросла на них…
Марина Книга всегда была прекрасным источником знаний. Сейчас больше идет чтение электронных книг, но содержание такое же, главное чтобы читали. А детей с литературой действительно можно начинать знакомить с младенчества, хуже уж точно не будет.
ЕкатеринаДетям надо с детства прививать любовь к книгам! Кстати, библиотеки — это здорово. Я вот тоже записана в библиотеку, книги стали дорогими, и потом — хранить их тоже негде.
СветланаЯ тоже читаю своей дочке с раннего возраста. Со стихами наизусть нет проблем. Есть интерес к новым книгам. Сейчас мы в 1-ом классе. Активно увлекается химией, очень много мастерит руками из глины, бумаги, пластилина, рисует, шахматы, домино, шашки наши настольные игры. Хорошо развитая память, это очень важно в любом возрасте.