Добрый день, уважаемые коллеги, родители и гости сайта!
На страничках моего блога вы найдёте актуальную информацию о дошкольной педагогике и психологии. Кроме того, мы можем общаться и обмениваться опытом. С удовольствием отвечу на волнующие вас вопросы, которые можно задать в комментариях, либо, написав на электронную почту.
Предлагаю вам принять участие в обсуждении статьи.
Предлагаю вашему вниманию замечательное стихотворение Лориса Малагуцци «У ребёнка сто языков, сто рук, сто мыслей», с которым я впервые познакомилась на семинаре-тренинге в рамках образовательной программы «ПРОдетей» в ИРО ЯО.
Концепция "100 языков детей" предполагает, что у каждого ребенка есть сотни и тысячи способов и возможностей познавать, исследовать мир и выражать себя.
Жду ваших размышлений.
У ребенка
сто языков,
сто рук,
сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто способов слушать,
восхищаться,
любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать
сто миров,
чтобы совершать открытия.
У ребенка
сто языков,
но у него крадут
девяносто девять из них.
Школа и культура
отделяют голову от тела.
Они учат:
думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат:
открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребенок говорит: сотня есть.
Аида Ребенок - творец самого себя и если дать ему полную свободу, позволив созерцать, творить, слушать и воплощать, то через некоторое время вы заметите, что кроха действительно способен выражать себя на 100 различных языках. Именно эту мысль и пытался донести нам Лорис Малагуцци. Екатерина Сто языков у ребенка, сто рук... сто игр, эмоций - сто штук... сто способов думать, сто снов.... и сотня ключей, чтоб открыть сто миров.... Нам, взрослым стоит поучиться многому у детей. Аида Чтобы избежать такого подавления способностей, педагог Лорис Малагуцци, основатель реджио-подхода, считал непременным условием предоставление возможности для самовыражения всегда и везде без каких-либо ограничений. Галина Ребенок способен представлять свои идеи и мысли разными способами, а задача нас, взрослых услышать ребёнка. Светлана Согласно Реджио-педагогике есть и другие способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства- это движение, рисунок, живопись, конструирование, лепка, театральные постановки, театр теней, создание коллажей, музыка. Елена Действительно, у ребёнка есть 100 языков, чтобы выразить себя, но школа часто отбирает 99 языков самовыражения, оставляя только язык слов.
Поддержка детской инициативы и самостоятельности
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Игра способствует развитию активности и инициативы , в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата ,в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Для того, чтобы идеи детей в течении дня были реализованы, утром в центрах активности я подготавливаю на этот день игровые материалы. Дети с удовольствием помогают и это еще больше помогает им сориентироваться в возможных делах и действиях. На утреннем групповом сборе обычно каждый ребенок хочет выступить, поделиться своей информацией, которую он приготовил вместе с папой или мамой.
Я активизирую стеснительных детей и не забываю предоставить возможность высказаться всем детям на следующих сборах, которые будут организовываться в течение всего дня.
На круговом сборе дети задают вопросы выступающим. Я стараюсь убедить детей, что задавать вопросы полезно: больше узнаешь. Поощряю детей, задающих вопросы: «Ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли». Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку. Групповой сбор заканчивается самостоятельным выбором деятельности в каком-либо центре активности, выбором партнеров. Кроме того, старшие дошкольники проговаривают еще такой момент, как чем они будут заниматься. Таким образом, инициативное поведение детей проявляется, прежде всего в том, что они планируют свои действия, ставят задачи и последовательно решают их.
А как вы поддерживаете детскую инициативу и самостоятельность?
И какие создаёте условия, необходимые для развития инициативы детей?
Елизавета | В режимных моментах я предоставляю детям свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Использование нетрадиционной техники в продуктивной деятельности способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов. |
Аида | Очень полезно, когда дети выполняют задания небольшими группами. Каждый раз ответственным можно предложить выбрать другого члена группы - так, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности. |
Ольга | Я заметила, что в процессе продуктивной деятельности формируются основные компоненты творческой деятельности (в том числе самостоятельность и инициатива). При организации продуктивной деятельности хорошо мотивировать достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание, определять значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, и т. п., выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). |
Евгения | В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Надо предоставлять детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекать детей к участию в планировании работы. Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждать, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать. |
Людмила | Опыт работы показывает, что инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. Поэтому наша задача как педагогов мотивировать игровые действия детей, эмоционально включаясь в игры детей. |
Эмоциональный интеллект – что это?
Общительный, услужливый, оптимистичный… Это те качества, которые делают ребенка, а затем и взрослого, любимым и успешным. Прийти к этим качествам можно в любом возрасте, но лучше, начать работу над собой с раннего детства, чтобы правильное поведение стойко вошло в привычку. Благодаря развитию эмоционального интеллекта, этого добиться не так уж и трудно.
Раньше считалось, что для достижения успеха достаточно развития высокого коэффициента IQ и определенных знаний. Сегодня нам известно, что для полного набора необходим эмоциональный интеллект, который состоит из:
- уверенности в себе
- знания собственных преимуществ и ограничений
- готовности принять вызов
- способности сопереживать и сотрудничать.
Людям с высоким эмоциональным интеллектом (EQ, Emotional Intelligence Quotient) легче идти по жизни – круг общения значительно шире, чаще приглашают к сотрудничеству, поскольку они легко разрешают конфликты. В школе, на рабочем месте такие люди больше получают симпатии, легко продвигаются вверх по карьерной лестнице и осуществляют свои мечты. Развитый эмоциональный интеллект, это умение общаться с любым человеком, уважать мнение других и справляться с негативными качествами.
Как работает эмоциональный интеллект? Зачем это детям? Зависит ли от родителей эмоциональный интеллект ребёнка? С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? Как вы развиваете эмоциональный интеллект у детей? Предлагаю обсудить вместе.
Аида Для гармоничного развития эмоционального интеллекта ребенка, станьте его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним 4 основных шага: научитесь распознавать эмоции; научитесь использовать эмоции в решении задач; развивайте осознанность (понимание причин и последствий возникновения эмоций); учитесь регулировать эмоциональные состояния. Светлана А мы с детьми создали книгу эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять. Татьяна С раннего возраста можно и нужно развивать эмоциональный интеллект. В 2–4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше ребёнок разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем. Евгения Я считаю, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям: папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье. Ольга Не менее важно научиться управлять своими эмоциями, а также помогать другим людям справиться с чувствами . И надо начинать с себя, с взрослых. Ксения Важно научиться признавать эмоции в себе и других , понимать причины и последствия эмоций. Марина Очень важно научить ребёнка как можно раньше выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. И это зависит как от нас родителей, так и от педагогов.
КОУЧИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"Будь сам тем изменением, которое хочешь увидеть в детях"
Коучинг для родителей – это возможность создания позитивного пространства в семье, которое позволяет родителям видеть в детях самое лучшее, интересное, слушать и слышать друг друга, расти и изменяться к лучшему, раскрывая способности, таланты. Смысл коучинга для родителей основан на развитие у ребёнка творческих способностей, самостоятельности, уверенности, умении исправлять свои ошибки, нести ответственность за свои поступки.
Принимая философию коучинга родитель становится позитивным, он ценит индивидуальность своего ребенка, понимает его природу и особенности развития. Коуч – родитель умеет слушать детей и задавать развивающие вопросы. Он обладает коуч-позицией, которая базируется на принципах Милтона Эриксона:
1) Каждый ребенок-талант. С ним все порядке.
2) Изменения и развитие ребенка не только возможны, но и неизбежны. Все дети растут. Вне зависимости от присутствия взрослого ребенок развивается. Очень важно, что бы каждый период наиболее благоприятного развития был замечен и использован для развития.
3) У ребенка есть все необходимые ресурсы для развития в соответствии со своим возрастом. Если ребенок пока не справляются с чем- либо, то родители, не требуют от ребенка невозможного, создают развивающую среду и терпеливо ждут.
4) Ребенок в каждый момент времени делает наилучший выбор для себя.
Лариса | Отличная информация. Вы знаете в последнее время акцент родителей как раз направлен на познавательное развитие детей, не учитывается ведущий вид деятельности, я уж не говорю об актуальных возможностях детей. Информация будет очень полезна в понимании важности чувства меры. Спасибо. |
Аида | Юлия, добрый день. Действительно, родителям важно начинать развитие с себя. Сейчас много разных тренингов для родителей, много вебинаров, видеоконференций, где можно получить много знаний по воспитанию и развитию детей. На родителя тоже нужно учиться. Когда то я услышала фразу, что дети даны родителям, чтобы они (родители) развивали себя. |
Юлия | Здравствуйте, Аида Усмановна! Вы представили очень полезную статью для родителей и педагогов. В наше время родители любят водить своих деток по всяким развивающим студиям, но забывают, что развивать нужно еще и себя. Если честно, я задумалась об этом только, когда у меня появился малыш и с удовольствием посетила бы какие-нибудь курсы для родителей. |
Роль книг в развитии детской памяти
Начать разговор по этому важному вопросу можно с того, что в первые годы жизни память ребенка напоминает губку. Она впитывает все в максимальном объёме совершенно любую информацию.
Вот поэтому будьте внимательны к разговорному окружению своего ребенка. Зря многие родители ждут, когда малыш начнет реагировать на речь, вопросы, отвечать, немножко говорить, чтобы приступить к тренировке памяти. Вот, думают, некоторые, сейчас можно и книжку купить читать. Это неверно.
С первых дней жизни ребёнок уже начинает понимать, внимать, прислушиваться и даже запоминать. А чем позже ребенка познакомите с книжкой, тем труднее будет воспитать в нем желание читать и интересоваться книгой. Думайте наперед, ведь впереди школа, там читать нужно будет много и учить. В настоящее время ваш малыш еще не научился ходить, родители уже приучают его к планшетам, телефонам, лишь бы был занят, не беспокоил. Так будьте уверены, кто так поступает, со временем вы совершенно потеряете контакт с ребенком. Это может повлиять на развитие памяти совершенно в противоположную сторону. А увлеченность новомодной техникой в неразумном количестве может также повлиять на умственные способности. Появится нежелание к более сложному добыванию информации из книг. Но, поверьте, именно они учат первоначально ребенка думать, размышлять, развивать память.
Хотелось бы отметить неоценимую роль библиотеки. Книги сейчас стоят недешево, и часто родителей останавливают именно цены. Вот на помощь приходит библиотека. Своих детей я записала в библиотеку , когда им ещё и двух не было. И с удовольствием ходили туда регулярно. В возрасте 6-7 лет дети самостоятельно посещали библиотеку и выбирали то, что им хотелось бы почитать. Главное не заставлять, а подогревать интерес. Не игнорируйте книжки, прививайте расположение ребенка к чтению. Убирайте на время планшеты и телефоны.
Современным школьниками приходится запоминать и держать в голове большие объемы информации. Поэтому нужно начинать эту работу над развитием памяти как можно раньше. Ведь именно это и есть залог будущих учебных успехов в школе. Пусть малыш лежит, «агукает» и ваши слова еще для него, как будто, ничего не значат. А вы начните с Агнии Барто. Да, из личного опыта, самое замечательное начало. Потом начинайте потихоньку развивать чувство юмора с помощью очень милых стихов Бориса Заходера. А затем хороши для запоминания произведения замечательных поэтов Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Эдуарда Успенского. Поверьте, чем раньше вы познакомите своего малыша с удивительным книжным миром, заучивая прекрасные произведения, тем в будущем избавите и ребенка и себя от больших проблем. Развивайте память малыша стихами. Желаю вам успехов и всего наилучшего!
Аида | Любовь к чтению — одна из частей воспитания. Она, как любовь к животным или к труду, прививается родителями личным примером и непосредственным участием. |
Людмила | Сейчас, когда у меня появилась маленькая внученька, я с особым интересом читаю все напутствия и рекомендации о развитии малышей. Ещё раз убедилась из вашей статьи, что читать книги и рассказывать сказки надо с самого начала появления крохи на свет, что мы и делали. Нашей малышке исполнился только годик, а она с удовольствием листает книжечки и что-то на своём языке нам рассказывает. |
Алёна | Печально наблюдать, как постепенно книга теряет значение для детей, да и взрослых. Я не представляла свое детство без книг, выросла на книгах, моя дочь тоже выросла на них… |
Марина | Книга всегда была прекрасным источником знаний. Сейчас больше идет чтение электронных книг, но содержание такое же, главное чтобы читали. А детей с литературой действительно можно начинать знакомить с младенчества, хуже уж точно не будет. |
Екатерина | Детям надо с детства прививать любовь к книгам! Кстати, библиотеки — это здорово. Я вот тоже записана в библиотеку, книги стали дорогими, и потом — хранить их тоже негде. |
Светлана | Я тоже читаю своей дочке с раннего возраста. Со стихами наизусть нет проблем. Есть интерес к новым книгам. Сейчас мы в 1-ом классе. Активно увлекается химией, очень много мастерит руками из глины, бумаги, пластилина, рисует, шахматы, домино, шашки наши настольные игры. Хорошо развитая память, это очень важно в любом возрасте. |