Страница обновлена 11.11.2019

      

Уважаемые коллеги! В этом разделе мне хочется поделиться с вами самым ценным, что есть в нашей профессиональной жизни — опытом!
         Буду рада, если мои разработки вам помогут, ведь они для этого и создаются!

 

"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

 

 

 

«Мир детского сознания – недалек. Он рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка. Говорит нам его голосом, выражает себя в его поступках. Когда-то он был и нашим миром. Но мы ушли, а назад пути нет. Но почему- то хочется вернуться в него? Как же обмануть время? Как заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, действовать с его посланниками- детьми …»

                                                                                              Е.В.Субботский.

Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от нас взрослых, окружающих ребенка. Мы, взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
На первых ступенях развития ребёнка личный опыт – главный путь познания окружающего мира, но весьма быстро его становится мало.
Считаю, что для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, взрослые должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.
Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую мелодию. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
В качестве ситуаций для развития познавательной активности я использую разнообразные формы увеличения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста, а конкретнее познавательные (развивающие) игры.
Так как игровая деятельность – это особенный мир человеческой активности, в которой личность не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.
С целью формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста я провожу ряд развивающих игр, направленных на развитие познавательного интереса, мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Летает, прыгает, плавает», «Неоконченный рисунок», «Дорисуй картину», «О чем рассказала музыка», а также на формирование таких качеств личности как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность, познавательная самостоятельность, инициативность. Это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Да – нет», «Загадай, я отгадаю», «Что за птица?», «Что за животное?» и др.).
Следует особенно отметить игры, направленные на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.
Результативны игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Четвертый лишний», «Нужно – не нужно», «Кому что нужно?» и др.).
Интересны детям игры, требующие от них умения отличать реальные явления от нереальных, учу детей делать правильные умозаключения, понимать юмор («Придумай небылицы», «Бывает – не бывает»). Такие игры требует большого умственного напряжения: дети должны одновременно внимательно слушать, сравнивать реальное с выдуманным, запоминать алогизмы и рассказывать о них.
С желанием участвуют дети в играх, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Испорченный телефон», «Кто позвал?».)
Большое значение в работе по данному направлению я уделяю проектной деятельности, так как проекты предоставляют детям возможность приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Кроме этого, метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического плана, в основе которого лежит проблема.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.
Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
Для этого я стремлюсь:

1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
2. Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к проектной деятельности мы оборудовали в группе «Центр экспериментирования».
Реализуя проекты, я учитываю то, что проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:
На опыте я убедилась, что правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
Чтобы добиться положительного результата в работе, я ориентируюсь на показатели познавательной активности дошкольников:
1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).
2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.
3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.
4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.
5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).
6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.
7. Качество знаний и умений.
В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.
Использование перечисленных выше средств педагогического воздействия позволили мне повысить уровень развития познавательной активности моих воспитанников.

                                                                                                    Выступление на ежегодной августовской педагогической конференции
                                                                 Мастер-класс на тему: «Приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность»

Отдел образования администрации Некоузского муниципального района
Муниципальное учреждение «Центр обеспечения функционирования образовательных организаций Некоузского МР»
МОУ Некоузская СОШ – Август 2015
Мастер-класс «Приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность»
Презентация к мастер-классу «Приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность»
Буклет "Проекный метод в образовательном процессе ДОУ"

            Представление опыта работы по пректной деятельности в ДОУ на семинаре "Взаимодействие с родителями по формированию семейных ценностей"
                                                                                                               Проект "Моя семья – моя радость"

ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»
Кафедра общей педагогики и психологии
Сентябрь 2016 год
Презентация проекта "Моя семья – моя радость"

                                                                                                                   Диагностический инструментарий
1.Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника.
2.Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников.
3.Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников.

Уважаемые родители!
Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности: игре, в общении со взрослым, сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у ребенка познавательная активность.

Анкета для родителей «Познавательные интересы вашего ребенка».
Анкета для родителей по выявлению эффективности проведения совместной проектной деятельности.
Информационный буклет "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"

Консультации для родителей

"Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности"
"Роль семьи в реализации проектов в ДОУ"
Памятка для родителей по развитию любознательности

Родительские собрания

«Проектная деятельность в детском саду. Что это такое?»
«Проекты-это путь к исследованию»
«Проекты-это интересно!»

Памятки для педагогов

Типы проектов в ДОУ
Этапы проектов в ДОУ
Тест-игра «Метод проектов в ДОУ»

Методические рекомендации для педагогов

Методические рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности в ДОУ

Картотеки игр по развитию познавательной активности детей.

1 Картотека игр на развитие познавательной активности для детей раннего, среднего, старшего дошкольного возраста
2 Развитие познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста
3 Картотека игр по познавательно-речевому развитию

Реализованные проекты

2017-2018  учебный год. Старший дошкольный возраст 6-7 лет.     
«Я – ребёнок, и я  имею право», ноябрь 2017 Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры

«Математика - это интересно!», март 2018 Цель: Формирование элементарных  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования технологии моделирования, развивающих математических игр в различных видах деятельности.

2016-2017 учебный год. Старший дошкольный возраст  5-6  лет.      
«Планета детства», сентябрь 2016 год-май 2017 год Цель: формирование развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
«Наша Родина» , ноябрь  2016 год Цель : воспитание нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний    о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране.
«Защитники Отечества», февраль 2017 год Цель: формирование мотивационного, целостного представления о защитниках Отечества.
«Наш дом - природа», май 2017 год Цель: пополнение, обобщение и закрепление  элементарных экологических      знаний детей  через использование активных форм работы с детьми и совместную работу с родителями.

2015-2016 учебный год. Дошкольный возраст  4-5  лет      
«Детям знать положено  правила дорожные», сентябрь 2015 год Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
«Если хочешь быть здоров!», декабрь 2015 Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. 
«Этот волшебный Новый год!», декабрь 2015 Цель: расширение знаний детей о зиме, о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года.
«Моя семья - моя радость», май 2016 Цель: формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семьи в становлении личности ребенка. 

2014-2015  учебный год. Дошкольный возраст 3-4 года
«Краски Осени», октябрь 2014 Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей об осенних явлениях природы.
«Зимушка – зима», февраль 2015 Цель: расширение  представления детей о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.
«Весна-красна», март 2015 Цель: формирование представлений о весенних природных явлениях через разные виды деятельности.

Краткий отчёт по методической теме: «Проектная деятельность  как средство развития познавательной активности детей  дошкольного возраста» представила коллегам на методическом калейдоскопе МДОУ Некоузский детский сад №3 21-22 ноября 2018 год  Смотреть отчет.